Карл I (англ. Charles I of England, 19 ноября 1600 — 30 января 1649, Лондон) — король Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Из династии Стюартов. Его политика абсолютизма и церковные реформы вызвали восстания в Шотландии и Ирландии и Английскую революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и казнён 30 января 1649 года в Лондоне.
Сделавшись после смерти старшего брата Генриха принцем Валлийским (1612), К. впервые вмешался в политику во время переговоров о браке его с испанской инфантой. Для ускорения дела Буккингэм уговорил К. отправиться лично в Испанию; но бестактность Буккингэма, затягивавшего переговоры с испанским правительством, помешала успеху этой попытки. В 1624 г. К. женился на Генриетте-Марии Французской, дочери Генриха IV, раздражительной и властолюбивой, к тому же католичке, позже много способствовавшей столкновению К. с парламентом. Вступив на престол, К. для ведения войны на континенте потребовал от парламента субсидий; но парламент хотел решить сначала дела о незаконных корабельных налогах и о религиозных вопросах. К. два раза распускал парламент и самовластно собирал подати. Не получив достаточно денег, К. принужден был вновь созвать парламент и утвердить "петицию о правах" (см.). В 1628 г. был убит Буккингэм (см.), имевший большое влияние на К. Незаконный сбор податей вопреки "петиции о правах" возбудил негодование в парламенте, который был в 1629 г. снова распущен К. (см. Великобритания). После этого К. правил 11 лет сам, доставая деньги поборами, штрафами, монополиями и тому подобными путями. В это время выдвинулся Томас Вэнтворт, впоследствии граф Страффорд, человек даровитый, но жестокий и властолюбивый; он придумал план (Thorough) введения абсолютной власти короля при помощи постоянного войска и с успехом применял его сам, будучи наместником Ирландии. Желая ввести повсюду в королевстве единую епископальную церковь, К. преследовал пуританство, отдавая перед ним предпочтение даже папизму; примасу Лауду он разрешил ввести безбрачие духовенства, учение о чистилище, молитву об умерших и многие другие догматы, сближавшие церковь с Римом. К. пожелал и в Шотландии ввести епископальные обряды, но это вызвало в ней восстание. Не будучи в состоянии подавить его, К. собрал в 1640 г. "короткий" парламент, от которого потребовал средств на ведение войны.