ДИЗРАЭЛИ Бенжамин, впоследствии лорд Биконсфильд [Benjamin Disraeli, lord Beaconsfield, 1804—1881] — английский романист и крупный политический деятель Англии, один из представителей "социального романа". Предки его — испанские евреи, бежавшие в Англию от инквизиции. Отец — Исаак Дизраэли — писатель и библиофил. Д. учился под руководством отца. В 1821 поступил практикантом к адвокату и сразу обнаружил блестящие дарования. Рано увлекся литературой. Вслед за неизданным романом "Ayemes Papillon" написал "Vivian Grey" [1828]. Это — история светских и политических похождений молодого честолюбца. Литературный успех открыл перед Д. двери великосветских салонов, где он учился политической интриге и находил материал для романов. Ясный практический ум, находчивость, остроумие, неотразимая личная привлекательность, честолюбие и железная настойчивость помогают Д. завязать связи в высших сферах; путешествия на Восток (Турция, Малая Азия, Палестина) обогащают его воображение, расширяют кругозор, а выгодная женитьба навсегда освобождает от денежных затруднений. После четырех неудачных попыток пройти в парламент (сначала как либерал, опираясь на О'Коннеля) Д. меняет программу и в 1837, наконец, избирается от партии тори. В парламенте произносит нашумевшие в свое время речи за чартистов, группирует вокруг себя земельную аристократию, являясь душой партии "Молодая Англия"; затем — лидер оппозиции, в 1852 — министр, в 1868 — премьер. Дизраэли — характерная фигура карьериста-империали- та прошлого века. В своих лит-ых произведениях, отмеченных байронизмом, он развил теорию "героя", к-рому "все позволено". Неслучайным является совпадение имен персонажей у Д. и О. Уайльда (ср. "Вивиан Грей" и "Дориан Грей" и т. п.). Часто романы Д. портретны: он изображал в них самого себя и других политических деятелей, что вызывало сенсацию.
Свою литературную работу в ее лучшей части Д. сделал средством пропаганды своих социально-политическ- х взглядов. Первый его социальный роман "Coningsby or the New Generations" [1844] провозглашает идеалы "Молодой Англии" — объединение всех социальных слоев нации в лоне эстетизированной государственной церкви под отеческим попечением земельной аристократии, омоложенной слиянием с новым классом промышленников, и под высшим протекторатом природного отца нации — монарха. Второй социальный роман Д. — "Sybil, or the two Nations" [1845] — пытается разрешить проблемы, заостренные чартистским движением. Автор предлагает религиозно-моральный и социально-политическ- й союз между "двумя нациями" — между классами — правящими и производящими.
Следующий роман Д. — "Tancred, or the new Crusade" (1847, русск. перев. в "Неделе", 1878, № 8—10), полный экзотики, является пропагандой английского империализма, шествующего под знаменем креста и полумесяца.
Свою литературную работу в ее лучшей части Д. сделал средством пропаганды своих социально-политическ- х взглядов. Первый его социальный роман "Coningsby or the New Generations" [1844] провозглашает идеалы "Молодой Англии" — объединение всех социальных слоев нации в лоне эстетизированной государственной церкви под отеческим попечением земельной аристократии, омоложенной слиянием с новым классом промышленников, и под высшим протекторатом природного отца нации — монарха. Второй социальный роман Д. — "Sybil, or the two Nations" [1845] — пытается разрешить проблемы, заостренные чартистским движением. Автор предлагает религиозно-моральный и социально-политическ- й союз между "двумя нациями" — между классами — правящими и производящими.
Следующий роман Д. — "Tancred, or the new Crusade" (1847, русск. перев. в "Неделе", 1878, № 8—10), полный экзотики, является пропагандой английского империализма, шествующего под знаменем креста и полумесяца.