Фет, Шеншин, Афанасий Афанасьевич [23.11 (5.12).1820, -- 21.11 (3.12).1892], русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридическая незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и с целью получить дворянское звание поступил на военную службу (1845). Первый сборник стихов -- "Лирический пантеон" (1840). К началу 60-х гг., периоду резкого размежевания общественных сил, связанного с революционной ситуацией, относятся публицистические выступления Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчёркнуто ретроградный характер. Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своём поместье; мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив 4 сборника стихов под общим название "Вечерние огни" (1883--91).
Ф. -- принципиальный сторонник доктрины "чистого искусства", избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия -- в более широком смысле -- имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само "вещество существованья", удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу ("Весна и ночь покрыли дол", 1856, поэт как бы растворяет своё "я" в стихии органической жизни ("Какое счастие: и ночь, и мы одни!", 1854). Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Ф. природа -- "весны таинственная сила" ("Ещё майская ночь", 1857), "чудные картины" зимы ("Какая грусть! Конец аллеи", 1862), вечера и ночи ("Шёпот, робкое дыханье", 1850, "На стоге сена ночью южной", 1857). "Пейзаж души" дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластически картинам проявился у Ф. в антологических стихах ("Вакханка", 1843, "Диана", 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолётные душевные настроения и состояния -- эту текучую "материю" всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком -- особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.
Ф. -- принципиальный сторонник доктрины "чистого искусства", избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия -- в более широком смысле -- имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само "вещество существованья", удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу ("Весна и ночь покрыли дол", 1856, поэт как бы растворяет своё "я" в стихии органической жизни ("Какое счастие: и ночь, и мы одни!", 1854). Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Ф. природа -- "весны таинственная сила" ("Ещё майская ночь", 1857), "чудные картины" зимы ("Какая грусть! Конец аллеи", 1862), вечера и ночи ("Шёпот, робкое дыханье", 1850, "На стоге сена ночью южной", 1857). "Пейзаж души" дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластически картинам проявился у Ф. в антологических стихах ("Вакханка", 1843, "Диана", 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолётные душевные настроения и состояния -- эту текучую "материю" всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком -- особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.