Абул Касим (р. между 934--941 -- ум. ок. 1020) -- поэт и мыслитель, классик персидской и таджикской литературы, автор эпич. поэмы "Шахнаме" ("Книга о царях". В монументальной (120 тыс. стихотворных строк) поэме Ф. излагается история Ирана с древних времен до завоевания его арабами. Исследователи "Шахнаме" (И. С. Брагинский, А. М. Богоутдинов, Е. Э. Бертельс, Μ. Η. Османов) отмечают в поэме две тенденции. Одна из них -- защита абс. монархии, восхваление военной элиты, культ силы -- сближает Ф. с феод. аристократией. Идеалом правителя для Ф. является умный, смелый и справедливый монарх, способный победить многочисл. врагов Ирана и создать сильное процветающее гос-во. В процессе работы над поэмой (к-рой Ф. отдал 35 лет жизни) в его мировоззрении все более проступает и другая, народная тенденция; Ф. приветствует, в частности, идеи маздакизма об имуществ. равенстве.
В собственно филос. плане Ф. отличает необычный для его времени рационализм. В эпоху неограниченного влияния ислама Ф. поставил разум, знание выше веры. Разум, по Ф., есть основа человеч. морали и гарантия справедливости правителей: "И тот, в ком светоч разума горит, дурных деяний в мире не свершит" (цит. по кн.: Османов Μ. Η., Фирдоуси, жизнь и творчество, М., 1959, с. 84). Огромную роль наряду с разумом Ф. отводит воспитанию: "...Познанье выше имени и званья, и выше свойств врожденных -- воспитанье. Коль в воспитаньи сил не оберут, врожденные достоинства замрут" (там же, с. 82).
Через всю поэму Ф. проходит идея зороастризма о борьбе двух противоположных начал: Ормузда, олицетворяющего свет, добро, и Ахримана (темные силы, зло). Исход борьбы, изображаемой Ф. в различных художеств, формах, решается в пользу Ормузда; это не означает уничтожения зла: Ахриман бессмертен, и вечно продолжается борьба между добром и злом.
В эпоху, когда гос-во Саманидов, пережив период расцвета, клонилось к упадку, поэма Ф. призывала к прекращению феод, междоусобиц и объединению народа для борьбы с завоевателями.