Пифагор. Видео




ПИФАГОР — один из первых др.-греч. философов (6 в. до н.э.), основатель легендарного Пифагорейского товарищества.

По совету Фалеса учился мудрости в Египте (22 года), затем в Вавилонии (12 лет), куда попал в числе плененных персами египтян, и, возможно, в Индии. Учение П. — типичная протофилософия, сочетающая пережитки художественно-мифоло- о-религиозного мировоззренческого комплекса и магии, с одной стороны, и ростки нового филос. мировоззрения на основе пифагорейской науки (математика, астрономия, медицина, евгеника, диететика и др.) — с др.
Согласно П., «самое мудрое — число», «душа есть гармония», «справедливость — число, помноженное само на себя» (т.е. преступление и наказание должны быть подобны сторонам квадрата). П. освободил арифметику «от служения делу купцов» (Аристоксен) и придал ей статус свободной абстрактной науки. Геоцентризм П. был превзойден вторым великим пифагорейцем, Филолаем: Земля движется в мировом пространстве, но не вокруг Солнца, а вокруг невидимого с Земли некоего Центрального огня, вокруг которого вращается и Солнце, светящееся отраженным светом. Мир познаваем в той мере, в какой апейрон (беспредельное) организовано числом и пределом: «Где нет числа и меры — там хаос и химеры». Третий великий пифагореец, Архит (4 в. до н.э.) — не столько философ, сколько ученый, математик. Трактовка П. как мистической личности, а Пифагорейского союза как религиозной организации ошибочна. Пифагорейский союз («Великая Греция» — греч. города-гос-ва на юге Италии, центр Кротон) — философско-научная организация. В нее принимались свободные после многолетнего испытания, собственность была общей — «У друзей все общее» (П.), пифагорейцы жили и питались совместно. Одно время пифагорейцы процветали, но затем «товарищество» распалось. Сочинения пифагорейцев не сохранились, за исключением немногих фрагментов, их учение и образ жизни известны из доксографии, причем количество информации возрастает по мере удаления во времени от пифагореизма (6—4 вв. до н.э.), что не может не настораживать.
П. и ранние пифагорейцы разделяли орфическое учение о переселении душ (метемпсихоз). Согласно легенде, П. знал о своих прежних воплощениях. В некоторых существах он узнавал своих умерших друзей («Ворона серотелая летает не спеша — твоя осиротелая в ней каркает душа»). Поздние пифагорейцы учили о смертности души как гармонии частей живого тела, уподобляя ее гармонии цитры, пока та цела.